1. Основные требования к концепции и
разработке проектов федеральных законов (далее именуются - Основные требования)
установлены во исполнение положений о законопроектной деятельности Регламента
Правительства Российской Федерации и Постановления Правительства Российской
Федерации от 15 апреля 2000 г. N 347 "О совершенствовании законопроектной
деятельности Правительства Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 17, ст. 1877).
Настоящие Основные требования не
распространяются на разработку проектов федеральных законов, связанных с
ратификацией международных договоров и соглашений Российской Федерации,
проектов федеральных законов о федеральном бюджете, бюджетах государственных
внебюджетных фондов и их исполнении, а также проектов федеральных законов о
технических регламентах.
(в ред. Постановления Правительства РФ от
02.02.2006 N 62)
2. Концепция и проект технического
задания на разработку проекта федерального закона (далее именуется -
законопроект) разрабатываются федеральными органами исполнительной власти,
руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации
или Правительство Российской Федерации (далее именуются - федеральные органы
исполнительной власти), по законопроектам, предлагаемым ими для включения в
планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также
разрабатываемым на основании правовых актов и поручений Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от
20.08.2004 N 424)
3. Концепция законопроекта
представляет собой документ, в котором должны быть определены:
основная идея, цели и предмет
правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие
законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее
имевшихся;
место будущего закона в системе
действующего законодательства с указанием отрасли законодательства, к которой
он относится, положений Конституции Российской Федерации, федеральных
конституционных законов и системообразующих законов Российской Федерации, на
реализацию которых направлен данный законопроект, а также значение, которое
будет иметь законопроект для правовой системы;
общая характеристика и оценка
состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с
приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных
правовых актов. При этом указываются пробелы и противоречия в действующем
законодательстве, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а
также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации,
рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков
правового регулирования. Общая характеристика состояния правового регулирования
должна также содержать анализ соответствующей российской и зарубежной
правоприменительной практики, а также результаты проведения статистических,
социологических и политологических исследований;
социально-экономические,
политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.
4. Проект технического задания на
разработку законопроекта (далее именуется - техническое задание) должен
содержать следующие разделы:
а) основание разработки
законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование;
б) заказчик и разработчики
законопроекта;
в) перечень документов, подлежащих
разработке;
г) примерная структура
законопроекта;
д) виды, этапы и сроки работы;
е) порядок финансирования и смета
расходов (при заключении заказчиком договора на разработку законопроекта);
ж) порядок приемки работы.
5. В разделе "Основание
разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование"
указывается полное наименование документа, на основании которого
разрабатывается законопроект, форма разрабатываемого законопроекта, его вид, а
также рабочее наименование.
6. В разделе "Заказчик и
разработчики законопроекта" указываются полное наименование заказчика и
разработчиков, их местонахождение, банковские реквизиты. В случае проведения
конкурса среди разработчиков законопроекта в разделе указываются только основные
требования к разработчику: наличие соответствующей квалификации, опыта работы в
определенной сфере и т.п.
Заказчиком является, как правило,
федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку
законопроекта. По законопроектам, имеющим особо важное значение, заказчиком
может выступать Правительство Российской Федерации.
7. В разделе "Перечень документов,
подлежащих разработке" указываются подлежащие разработке документы:
законопроект или пакет законопроектов; проекты или основное содержание иных
нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации
федерального закона (согласуются с заинтересованными органами исполнительной
власти вместе с законопроектом); перечень нормативных правовых актов,
подлежащих отмене или изменению в связи с будущим законом (согласуются с
концепцией и проектом технического задания на разработку законопроекта);
пояснительная записка; финансово-экономическое обоснование; расчеты
социально-экономических последствий принятия федерального закона, другие
необходимые документы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от
20.08.2004 N 424)
8. В разделе "Виды, этапы и
сроки работы" определяются этапы, сроки и содержание работ, выполняемых в
процессе подготовки законопроекта, с указанием работ, подлежащих приемке
заказчиком, которая проводится в том же порядке, что и приемка разработанного
законопроекта. В качестве этапов разработки законопроекта могут рассматриваться
подготовка концепции законопроекта, разработка его отдельных глав (разделов),
доработка законопроекта с учетом высказанных замечаний и т.п.
9. В разделе "Примерная
структура законопроекта" определяется порядок расположения составных
частей (разделов, глав) законопроекта. Структура законопроекта должна
обеспечивать логическое развитие темы, являющейся предметом правового
регулирования.
10. В разделе "Порядок
финансирования и смета расходов" определяются источники и порядок
финансирования разработки законопроекта, в случае если разработка законопроекта
проводится на договорной (контрактной) основе, приводится смета расходов с
распределением по источникам финансирования.
11. В разделе "Порядок приемки
работы" устанавливаются порядок предварительного согласования и требования
к приемке законопроекта, определяется ответственный за его приемку.
Ответственным за приемку законопроекта является, как правило, заказчик -
федеральный орган исполнительной власти, ответственный за его разработку. К
приемке законопроекта могут в установленном порядке привлекаться специалисты
Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве
Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и других заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти.
12. По законопроектам,
предусмотренным частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации,
составляется финансово-экономическое обоснование. Финансово-экономическое
обоснование является документом, содержащим финансово-экономическую оценку
законопроекта, в том числе расчетные данные об изменении размеров доходов и
расходов федерального бюджета, а также определяющим источники финансирования
расходов по реализации будущего закона.
(в ред. Постановления Правительства РФ от
20.08.2004 N 424)
13. Концепция законопроекта и проект
технического задания после согласования с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти направляются федеральным органом исполнительной
власти, ответственным за разработку законопроекта, для проведения правовой
экспертизы в Министерство юстиции Российской Федерации и Институт
законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской
Федерации.
14. В случае внесения предложения о
разработке законопроекта и о включении его в план законопроектной деятельности
Правительства Российской Федерации концепция законопроекта и проект
технического задания представляются федеральным органом исполнительной власти,
ответственным за разработку законопроекта, в установленном порядке в
Министерство юстиции Российской Федерации.
Концепция и проект технического
задания по законопроекту, разработка которого предусмотрена правовыми актами и
поручениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской
Федерации, с приложением заключений Министерства юстиции Российской Федерации
представляются в Правительство Российской Федерации и утверждаются
Председателем Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя
Правительства Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от
20.08.2004 N 424)
15. Контроль за реализацией
концепции и выполнением технического задания осуществляется федеральным органом
исполнительной власти, ответственным за разработку законопроекта.