В прошлую пятницу Комитет по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга рекомендовал Собранию принять за основу проект Закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга", внесенный Губернатором СПб. Однако в предлагаемой версии закон не будет отвечать своему назначению: он регулирует доступ к информации не о деятельности госорганов, а о результатах этой деятельности, и то – в очень ограниченном формате.
Участников общественной коалиции «За эффективный закон о публичных слушаниях» предлагаемый к рассмотрению законопроект волнует потому, что он во многом соприкасается с проектом закона «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», который может быть вынесен на обсуждение в Законодательное собрание в ближайшее время. Эта законодательная инициатива вызвала опасение среди некоммерческих организаций и общественных движений Петербурга: действующий закон, по мнению экспертов, является враждебным по отношению к гражданам, а его корректировка может ухудшить и без того неэффективный существующий сегодня вариант.
Проект закона «О доступе к информации…» разработан в целях реализации положений Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Однако по своему содержанию законопроект мало отличается от уже действующих законов, которые определяют где, как и в какие сроки должны быть опубликованы принятые законы и постановления Правительства. В противоречие с федеральным законом, который гарантирует доступ к информации, в петербуржском варианте не определено никакой ответственности за несоблюдение установленных норм. Поэтому нарушать закон можно будет легко и безболезненно. Статья о контроле за предоставлением информации гражданам и вовсе оказалась в законопроекте «пустой».
Интересны некоторые детали предлагаемого к рассмотрению нормативного акта. Так, в список государственных органов Санкт-Петеребурга разработчики законопроекта не включили ни городскую Комиссию по землепользованию и застройке, ни районные комиссии по ЗиЗ, ни другие коллегиальные органы, создаваемые совместно законодательной и исполнительными ветвями власти (например, комиссию по реновации). Так же были забыты и судебные органы государственной власти Санкт-Петербурга – Уставный суд Санкт-Петербурга и мировые судьи. Последствия такой избирательности очевидны – информация о деятельности этих госорганов будет надежно защищена от любопытных граждан.
В официальных сообщениях о законопроекте всячески подчёркивается, что «в законопроекте предлагается установить новый порядок официального опубликования законов Санкт-Петербурга и нормативных правовых актов органов государственной власти». Имеется ввиду публикация в сети Интернет. Переход к официальному опубликованию правовых актов на официальных сайтах органов государственной власти в сети Интернет должен быть осуществлен с 1 января 2011 года.
Однако законопроект не решает ни одного из вопросов, связанных со спецификой мира цифровой информации. Как устанавливать дату публикации, от которой отсчитывается срок начала действия документа? Как её заверять? В течение какого срока на официальном сайте Администрации сохраняются страницы с этой публикацией? Кто и каким образом гарантирует постоянную доступность этих страниц? Что такое «пункты подключения к сети Интернет» с правовой точки зрения? Ни на один из этих вопросов ответа в законопроекте нет.
Законопроект в большинстве случаев не раскрывает, а дублирует положения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Например:
- в ст. 5 законопроекта правило об утверждении перечней информации заимствовано из ст. 14 Федерального закона;
- в ст. 6 законопроекта правило, согласно которому организация доступа осуществляется в порядке, установленным самими органами, позаимствовано из ст. 9 Федерального закона;
- в ст. 7 законопроекта указание о том, какой орган утверждает технологические требования к официальным сайтам органов власти, позаимствовано из ст. 10 Федерального закона;
- в ст. 8 порядок осуществления контроля за обеспечением доступа позаимствован из ст. 24 Федерального закона.
Таким образом, нарушен принцип разделения полномочий Российской Федерации и субъекта Федерации – вопросы, которые уже урегулированы федеральным законом, решаются заново в законе Санкт-Петербурга.
Вместе с тем, чиновники Правительства Санкт-Петерубрга, которые готовили этот законопроект, проигнорировали следующие способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти, установленные федеральным законом:
- обнародование (опубликование) информации не нормативно правового характера (в частности информации о государственных закупках; о документах, на которых основывается принятие тех или иных решений, о конкурсах на замещение вакантных должностей и др.)
- размещение информации в помещениях органов власти и иных отведенных для этого местах;
- ознакомление граждан с информацией в помещениях, занимаемых органами власти;
- обеспечение присутствия граждан в заседаниях коллегиальных органов;
- предоставление информации гражданам и организациям по запросу.
В целом, нетрудно догадаться, почему эти формы доступа к информации не вызвали энтузиазма у чиновников. С другой стороны, есть и более прозаические причины, почему в законопроекте нет соответствующих статей: не знали, откуда списать.
«Если граждане хотят эффективно контролировать власть, если слова «общественный контроль за действиями чиновников» - не пустой звук, фикция, то необходима кардинальная доработка соответствующего законопроекта, - комментирует Владимир Соловейчик, один из инициаторов общественной кампании «За эффективный закон о публичных слушаниях», представитель Движения гражданских инициатив. – Мы помним, как относительно неплохой городской закон о порядке учета мнения граждан и их объединений при принятии градостроительных решений был «доработан» еще депутатами прошлого созыва. Вместо формального приведения ряда терминов в соответствие с требованиями Градостроительного Кодекса РФ, господа депутаты приняли фактически новую редакцию, серьезно урезавшую права жителей в пользу инвесторов и потенциальных застройщиков. Этот урок должен пойти впрок. Необходима широкая общественная кампания, чтобы новые городские законы отвечали требованиям гласности, информационной открытости, защищали интересы общества, а не служили подспорьем для удовлетворения аппетитов тех или иных коммерческих структур».
Дополнительная информация:
Подробности о кампании «За эффективный закон о публичных слушаниях» - на http://ecom.su/announcements/index.php?id=1369
Первое чтение законопроекта должно состояться в среду, 17 марта, однако в повестке его нет. Тем не менее, он может быть рассмотрен либо 17 марта на дополнительном заседании, либо 24 марта.