ЭКОМ - Другие технологии общественного участия :: Рецензия на брошюру "Самоучитель по лоббированию общественных интересов" :: Версия для печати - технологии общественного участия

Адрес сервера: www.ecom.su/
Адрес страницы: www.ecom.su/other_technologies/index.php?id=767


Рецензия на брошюру "Самоучитель по лоббированию общественных интересов"

Публикация представляет собой не цельное издание, а сборник статей, тематически связанных - так или иначе все они касаются вопросов взаимодействия общественных организаций с органами власти. Кроме того, за редким исключением, статьи касаются лоббирования интересов вообще, а не только общественных, разумеется, если не ставить знак тождества между интересами общественными и интересами отдельной общественной организации.

Наконец, брошюра, не смотря на название, не предполагает процесса самообучения лоббированию. Обычно самоучитель содержит, кроме собственно материала к изучению, некий методический инструментарий и более или менее практическое руководство по его применению. В итоге брошюра по своему содержанию и форме более всего соответствует не своему названию, а подзаголовку, т.е. является сборником материалов семинара " Неиспользуемые возможности: сотрудничество общественных организаций с органами власти ". В связи с этим ниже приведены краткие отзывы на отдельные статьи, вошедшие в сборник.

Карпов А.С. Лоббирование общественных интересов: что это такое? Статья предлагает концепцию лоббирования, позволяющую отойти от понимания этого явления как процесса либо обмена ресурсами, либо убеждения политика принять другую точку зрения. Автор предлагает весьма прагматичную и вполне здравую конкретизацию возможной модели эффективного лоббирования, при чем с учетом общественной значимости интересов, стоящих за предполагаемыми лоббистами. Если бы к этой статье добавить методический инструментарий - что конкретно надо делать, с чего начать…, то она вполне могла бы носить название всей брошюры.

Бюхи Р. Определение понятия "прямая демократия"

 В статье изложена концепция "прямой демократии", как ее понимает автор, а также описаны и проанализированы демократические процедуры, имеющие отношение, как к прямой, так и к представительной демократии. Статья основана на зарубежных практиках, в ней отсутствуют примеры. В связи с этим довольно затруднительно что-либо определенное сказать о применимости описанных процедур в России. Афиногенов Д.В. Народная законодательная инициатива в России: обзор регионального законодательства Этот материал служит хорошим дополнением предыдущей статьи, детализируя одну из форм прямой демократии - законодательную инициативу граждан. Несомненным достоинством статьи является наличие сравнительного анализа положений региональных нормативных актов по существенным для понимания перспектив "народной инициативы" параметрам. Несомненным, на мой взгляд, недостатком является отсутствие не только попыток прогноза, но даже позиции автора по отношению к перспективам распространения и применения "народной законодательной инициативы" и уж тем более нет прикладных рекомендаций. В итоге, статья вполне естественно смотрелась бы и в сборнике "Излишки демократии в России: возможности законодательных ограничений". На мой взгляд, эта "безоценочность" несколько противоречит общей концепции сборника.

Смирнов А.Н. Возможности сотрудничества общественности с Законодательным Собранием Санкт-Петербурга

Вместе с приведенными схемами статья представляет собой прекрасный "Путеводитель по ЗакСу Петербурга для путешествующих лоббистов" - сборник практических советов и рекомендаций. Коротких, что очень важно. Для полноты впечатления не хватает списка телефонов и планов здания. Серьезным достоинством было бы наличие реальных "историй успеха" или описания ошибок лоббистов, но, увы, таких историй в статье нет, по-видимому, из соображений ограниченного объема. Резюме - в настольную книгу питерского лоббиста.

Карпов А.С. Что может и чего не может региональный закон

Тоже в настольную книгу лоббиста, но не только питерского. Изложенные ограничения регионального законодательства и перечисленные недостатки региональных законопроектов - это практический инструмент для применения на любой фазе лоббистского проекта - от идеи до момента когда надо менять уже принятый ранее закон.

Соколов Д.Л. Опыт сотрудничества бизнес-ассоциации с органами власти

В некоторой степени, статья иллюстрирует прочие, чуть более теоретичные материалы. К сожалению, но по вполне понятным причинам, иллюстрация получилась несколько специфическая, ограниченная тематикой лесопромышленного комплекса. Больше всего аргументов статья приводит в пользу лоббирования в принципе - что это и возможно, и полезно. К сожалению, автор оставил за рамками изложения конкретные технологии, которые использует Лесопромышленная конфедерация Северо-запада России, как и перечень достижений или примеры планов действий. Пожалуй, самое полезное, что можно извлечь из этого материала - это примеры аргументации для лоббирования - впечатляет аргументация автора в пользу биоэнергетики, в пользу "включения представителей лесопромышленного комплекса в разработку и принятие решений", за изменение ГОСТа, требующего определения радиоактивности лесоматериалов.

Афиногенов Д.В. Законодательство с открытым кодом: технология публичной разработки проектов нормативных актов

Статья представляет опыт разработки Интернет-платформы для совместной работы над проектами нормативных актов. В статье отсутствуют прямые ссылки, но очевидно, что разработчики "Интернет-платформы" опирались на опыт и достижения крупных территориально распределенных сетевых проектов по разработке программного обеспечения. В среде программистов давно известнее термин "GroupWare", означающий программное обеспечение для совместной работы над единым программным продуктом. Попытка применения этого опыта к нормотворческой деятельности, на мой взгляд, вполне обоснована - в конце концов, что такое нормативный акт, как не описание алгоритма действий в определенных условиях. Тем не менее, мне кажется, что автор недооценил "человеческий фактор", являющийся не только сопутствующим (иногда - мешающим), но и необходимым условием разработки нормативных актов. Механическое выделение процесса разработки документов из процесса политической борьбы бесперспективно, т.к. именно политическая борьба - столкновение интересов, переговоры, выборочное согласие, компромиссы и сделки - все это служит необходимым условием законотворческого процесса. Поэтому, автору было необходимо дать концептуальный и технологический ответы на вопрос об интеграции предлагаемой Интернет-платформы в реальный политический процесс. В настоящем же виде статья описывает программную среду, способную к моделированию документальной части нормотворческого процесса.

Автор: Дмитрий Антонюк, руководитель Центра поддержки гражданских инициатив "УЧАСТИЕ" (Псков), Консультант по информационным технологиям Центра «Стратегия» (Санкт-Петербург).

Дополнительные ссылки:

ПРОЕКТЫ ЭКОМ:

  • Мониторинг развития общественного участия в России (0)Библиотека примеров общественного участия
    www.ecom.su/themes/?id=22
  • Право на участие
    www.ecom.su/themes/?id=6
  • :

  • 23.08.2005 - Экологическая экспертиза: практическое пособие по судебной защите экологических прав. Часть 2. Обзор судебной практики. 2005
    www.ecom.su/investigation/index.php?id=1427
  • 11.08.2005 - Экологическая экспертиза: практическое пособие по судебной защите экологических прав. Часть 1. Алгоритм действий. 2005.
    www.ecom.su/investigation/index.php?id=1426
  • НОВОСТИ РАЗДЕЛА/ПРОЕКТА:

  • 22.02.2006 - ЭКОМ выпустил брошюру «Конференции граждан. Новые возможности участия в принятии решений»
    www.ecom.su/news/index.php?id=411
  • 15.10.2005 - Общественный экологический контроль в России: правовое регулирование и практика. 2005
    www.ecom.su/news/index.php?id=298
  • Яндекс цитирования Rambler's Top100
    Copyright ©2004-2020 ЭКОМ. Все права защищены.