Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Выступления и презентации : У жителей пока не слишком много прав

- 29.07.2002

У жителей пока не слишком много прав
Что такое «незаконное» строительство

Смольный покрывает незаконное строительство

 

Незаконное строительство становится в последнее время одной из существенных городских проблем, привлекающей все больше внимания общественности. В заложниках у нее находится не только исторический облик города, не только комфорт его обитателей, но и сами их жизниЕ

О том, в чем причины сложившейся ситуации, и как ее решить рассказывает Александр Карпов, руководитель программы ЁКОМ  С.--Петербургского Общества Естествоиспытателей.

Что такое «незаконное» строительство?

Незаконное строительство -- это любое строительство и проектирование, которое нарушает установленную законом процедуру. Для получения права на возведение здания на каком-то земельном участке нужно получить множество согласований. Некоторые из них имеют решающее значение. И если строительные работы начались без получения таких разрешений, они являются незаконными.

Но, наверное, это всего лишь бюрократическая волокита?

я знаю одну стройку, которая проектируется на территории охранной зоны магистрального газопровода. Ёто грубейшее нарушение норм и правил строительства, которое было проигнорировано. Наличие одного такого подлога делает все строительство незаконным. Еще пример. По закону необходимо чтобы сначала был подготовлен проект, а потом уже начиналось строительство. Если хоть одна свая (кроме пробных) забивается без проекта -- это уже незаконное строительство. А таких случаев очень много.

Говорят, что много нарушений бывает при уплотнительной застройке, когда новое здание возводится во дворе уже построенного дома?

Для такой застройки нужно получать очень много согласований. И хотя у застройщика эти согласования обычно имеются, далеко не всегда они выдаются ему законным образом. Их можно получить за взятку или представив фальшивую документацию: на согласование представляешь одно, а строишь потом совсем другое. Иногда немного искажают карту местности или другие факты, не проводят какие-то исследования. Достаточно не полностью провести геофизические изыскания, и у вас уже совсем другая картина надежности грунтов. Таких примеров немало.

Что плохого в таком строительстве?

Минусов очень много. я постараюсь перечислить основные. Первое, это угроза и для соседних домов, и для строящегося дома в результате перегрузки ненадежных грунтов. В Петербурге вообще очень сложные для строительства грунты. Проще говоря, чем больше ставим, чем тяжелее груз -- тем больше трещин, проседаний и разломов на поверхности. Опять же, можно вспомнить случай на Двинской. И в советское время были подобные прецеденты, но при такой застройке, как сейчас, ситуация будет развиваться совершенно непредсказуемо. Ёто угроза жителям близлежащих домов, их имуществу. Их квартиры дешевеют: и от того, что портится вид из окон, и от того, что на домах часто появляются трещины.

Второе, это внешний вид. Жить в доме, который возвышается над всеми пятиэтажками -- это, конечно, хорошо. Но если ты живешь в какой-нибудь из этих пятиэтажек, тебе этот высокий дом уже не так нравится. Исчезает ощущение пространства, соседи начинают заглядывать к тебе в окна, или у тебя перед домом вырастает глухая стена. Сокращается место во дворе для прогулок, а это увеличивает финансовую нагрузку на семейный бюджет. Ведь если негде погулять у дома приходится ехать куда-то на транспорте, идти в кафе. Ухудшается экологическая обстановка -- становится больше машин, у вас под окнами начинают прогревать моторы.

Кроме того, есть еще проблема: раньше все поликлиники, школы, парикмахерские и т. д. строились на определенное количество домов. Теперь домов становится больше, а инфраструктура остается прежней. А значит -- бесконечные очереди. Со светом и канализацией тоже начинают возникать проблемы, т. к. новые здания подсоединяются к старым коммуникациям. Дело в том, что строителям выгоднее строить дома в тех местах, где уже есть вся инфраструктура, чем возводить их на новом месте и тянуть туда трубы (коммуникации составляют примерно 30% всей стоимости строительства). Вот они и уплотняют уже отстроенные районы.

Кто-нибудь пытается решить эту проблему?

Депутаты ЗакСа приняли в марте закон об информирование населения о градостроительной деятельности, по которому власти обязаны учитывать мнение жителей при принятии решений относительно застройки города. Наша организация принимала активное участие в улучшении законопроекта через поправки к нему. Главные цели, которых мы добивались в этом законе -- публичное представление проекта и всех согласующих документов, чтобы люди могли с ними ознакомиться, убедиться, насколькоони достоверны. В случае необходимости подать в суд на того, кто занимается подлогом, нарушает законодательство. И вторая цель -- это возможность прекратить проектирование, если жители считают, что проект нарушает их права и законные интересы. Для этого надо собрать подписи более 50% жителей домов, находящихся в непосредственной близости от намечающегося нового здания, или 30% жителей муниципального округа. Появление такой жесткой меры в законе связано с тем, что люди (и депутаты, кстати, тоже) не доверяют исполнительной власти выносить окончательное решение по спорным вопросам.

Какова судьба этого закона?

Депутаты приняли этот закон в трех чтениях. В третьем чтении за него проголосовал 41 депутат из 49. Но в силу он не вступил. Губернатор наложил на него вето, мотивируя его тем, что у жителей появляется слишком много прав. С моральной точки зрения такое возражение не делает чести губернатору. Но и по сути дела это не правильно: закон не изменяет объема прав граждан по сравнению с тем, что определено Конституцией и федеральным законодательством, он только конкретизирует наши с вами права.

Кому это выгодно?

Наложение вето в первую очередь выгодно бюрократии, тем чиновникам, которые уже привыкли и приспособились к существующей системе.

Не прекратит ли данный закон застройку города?

Нет. Ни в коем случае. В некоторых СМИ появлялись статьи о том, что жители всегда будут против нового здания по соседству с их домом, что строителям скоро будет нечего делать и что их может спасти только вето губернатора. я считаю -- это не выражение точки зрения строителей, а подыгрывание чиновникам, -- не очень квалифицированная и не слишком честная позиция журналистов определенных СМИ. Все застройщики знают, что большинство проектов не вызывает сопротивления жителей -- если строительство ведется на предназначенных для этого «пятнах». На самом деле этот закон выгоден строительному бизнесу, потому что в будущем станет возможным избавиться от взяточничества. Он выгоден тем, кто хочет вести честный бизнес и не выгоден тем, кто хочет получать сверхприбыли за счет окружающих.

Как наказывается незаконное строительство?

Каждое незаконное строительство по закону относится к самовольной застройке. А значит, такое здание либо подлежит сносу, либо передается собственнику на каких-то особых условиях, определяемых судом. То есть собственник должен устранить те угрозы, которые он своим строительством создает. Но мне не известно ни одного случая, когда какое-нибудь крупное строительство было бы либо прекращено, либо снесено. Хотя несколько раз и сносили самовольно построенные коттеджи.

Как защищаются зеленые насаждения?

Каждое дерево должно стоить такую сумму, которой хватит на то, чтобы вырастить новое растение в городе до какого-то среднего возраста. Деньги должны платить те, кто срубил, или те, в чьих интересах это было сделано. Правда, в Петербурге эта сумма чисто символическая -- около 200 рублей. Для сравнения,  в Москве -- 1-1.5 тыс. долларов. Благодаря этим сборам Москва может реально восстанавливать зеленые насаждения взамен уничтоженных.

Как могут жители воспрепятствовать незаконному строительству?

В первую очередь нужно знать, что что-то строят, иметь необходимую информацию. А жителям не всегда сообщают, что в их дворе через год построят, к примеру, какой-нибудь гараж. Потом нужно подавать в суд и там доказывать, что в результате такого строительства нарушаются твои права или что наносится ущерб имуществу. Но это, к сожалению, очень не просто доказать. Да и инициативные группы среди жителей встречаются не часто. Тем не менее, жалобы чиновникам вплоть до Президента -- это совершенно бесперспективный путь. Жителям надо объединяться, нанимать адвокатов, привлекать экспертов по экологии и градостроительству и идти в суд.

Случалось ли что жители в суде побеждали строителей?

Да, это случается, хотя не всегда. Но, к сожалению, через год могут прийти другие строители, и кто знает, удастся ли победить их. Мы все же надеемся, что с появлением закона об информировании граждан таких случаев станет больше, поскольку самое главное для защиты своих интересов -- вовремя получить информацию.

Сейчас разрабатывается новый Генплан развития Петербурга, который должен повысить предсказуемость застройки.  Жители смогут узнать, что будет в каждом конкретном районе лет через 10-15. Но, если Генплан будут продолжать делать такими темпами как сейчас, то он появится только года через 3- 4, еще 2-3 года будут разрабатываться градостроительные регламенты для отдельных территорий. За это время центр города может полностью лишиться зелени, а периферийные районы, например, -- пострадать от дорожного строительства. Поэтому жителям надо действовать, опираясь на уже существующее законодательство. Хотя также нужно обратить внимание на общественное обсуждение Генплана, когда оно будет происходить.

 

А.Мухин

Оригинал публикации: ИНТЕРЕСЫ ЖИТЕЛЕЙ ПЕТЕРБУРГА НУЖДАЮТСЯ В СЕРЬЕЗНОЙ ЗАЩИТЕ ОТ ...

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Разработка закона "О порядке участия граждан в обсуждении градостроительной деятельности"
Публикации:
20.05.2010 - Позиция неправительственных организаций и граждан по законодательству Санкт-Петербурга о публичных слушаниях в сфере градостроительства
16.03.2010 - Доступ к информации о деятельности госорганов может быть закрыт
07.11.2009 - Уважаемые друзья! Коллектив Центра ЭКОМ благодарит вас за подержку, которую вы оказываете нам и нашей деятельности
29.03.2007 - Как на самом деле работает ЭКОМ
30.06.2006 - Закон о публичных слушаниях торопятся принять, пока общественность в отпуске
12.04.2006 - Суд по делу о фальсифицированных слушаниях
10.04.2006 - Дуб, несущий золотые яйца
29.03.2006 - Рестораны вместо скверов
21.03.2006 - Рестораны - вместо парков, публичное молчание - вместо общественного обсуждения
17.03.2006 - Поправки депутата Амосова М.И. к проекту закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге"
16.03.2006 - Экспертное заключение на проект закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге"
27.02.2006 - 54 поправки в закон – и слушания не пустая формальность
27.12.2005 - Круглый стол общественных экологических организаций СПб и ЛО
15.12.2005 - КОНКУРС ! Гражданская экспертиза законопроекта об участии петербуржцев в принятии градостроительных решений
05.12.2005 - Брошюра "Как защитить свои права при уплотнительной застройке?" теперь и в библиотеках Санкт-Петербурга
18.11.2005 - ЭКОМ примет участие в Форуме "Социальный Петербург
07.10.2005 - Проект закона о порядке организации и проведения публичных слушаний
27.09.2005 - ЭКОМ опубликовал брошюру "Как защитить свои права при уплотнительной застройке?"
16.06.2005 - Инструкции по применению законов доступны на сайте ЭКОМ
07.06.2005 -
31.05.2005 - Общественное участие в принятии градостроительных решений: эффективность закона.
31.05.2005 - Пресс-конференция по результатам опроса жителей Петербурга
10.05.2005 - ЭКОМ-опрос
23.12.2004 - Постановление Правительства Санкт-Петербурга Об утверждении Регламента подготовки и проведения общественных обсуждений проектов градостроительных решений (N 1712)
03.12.2004 - "Поправки И. Артемьева" отклонены Законодательным Собранием
28.11.2004 - Как должен работать закон 114-20 (схема для людей с научным складом ума)
28.11.2004 - О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга (№114-20)
15.04.2004 - Досье законопроекта "О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга"
05.04.2004 - Реализация технологии учета мнений заинтересованной общественности в законодательстве
05.04.2004 - Работа над законом об участии граждан завершилась успехом
06.11.2003 - Человек и стена
Персоналии:
Карпов Александр Семёнович
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>