Третий сектор --
сектор некоммерческих организаций -- это активно функционирующая и постоянно
развивающаяся сфера. Многие некоммерческие организации появились на свет
сравнительно недавно. Часть НКО уже исчезла, оставшиеся же достаточно успешно
продолжают свою деятельность и являются экспертами в различных областях.
Независимо от
типа некоммерческой организации, цель их создания -- объединение и защита
интересов определенных социальных групп. Таким образом, работники
некоммерческих организаций являются своеобразными заступниками целых слоев
населения. За рубежом представителей нонпрофитных организаций называют
адвокатами и лоббистами, а процесс защиты и продвижения интересов НКО --
адвокатированием и лоббированием.
Специалисты
определяют лоббирование как продвижение и отстаивание интересов определенных
общественных групп в органах власти путем воздействия на выборных политиков и
других официальных лиц в рамках формализованной демократической системы
правления. Вот несколько путей для
представления интересов: инициирование законопроектов и изменений в действующее
законодательство, воспрепятствование принятию законопроектов или изменений,
информационная работа с депутатами и фракциями, экспертиза законопроектов и
т.д.
Надо отметить,
что у российской общественности существует определенное негативное отношение к
такому явлению, как лоббизм (у большинства людей оно ассоциируется с чем-то
незаконным и неприемлемым). Несмотря на это, некоммерческие организации
заявляют, что отстаивание гражданских позиций в органах власти является одним
из основных направлений их деятельности. Кроме того, в различных источниках
дается обоснование лоббизма как общественно значимого явления, обеспечивающего
гласность политического процесса.
Но практика
показывает, что организации третьего сектора, лоббируя свои интересы, а тем
самым и интересы гражданские, сталкиваются с различными барьерами, которые
препятствуют установлению нормального диалога с представителями властных
структур. Таким образом, интересы конкретных групп населения, которые
формулируют НКО, не воспринимаются чиновниками и выборными политиками или
воспринимаются в искаженной форме.
Один из факторов,
которые негативно влияют на построение конструктивных межсекторных
взаимоотношений -- это стереотипное восприятие оппонентами друг друга. Для
того, чтобы выяснить, какой образ сложился у представителей органов власти о
третьем секторе и насколько имидж НКО влияет на возможности продвижения
интересов общественных организаций путем лоббирования, весной 2002 года было
проведено исследование с использованием методов экспертного интервью и анализа
официальной документации. В качестве объекта исследования была выбрана работа
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга второго созыва.
Для достижения
поставленной цели предстояло решить следующие задачи:
1.
Выяснить, что влияет на отношение
депутатов Законодательного Собрания (ЗС) Санкт-Петербурга и их помощников к
организациям третьего сектора;
2.
Сформулировать, из каких факторов
складывается для представителей законодательной власти понятие «имидж
некоммерческой организации»;
3.
Выяснить, какие инструменты для диалога
представляются депутатам приемлемыми (в том числе, определить отношение
депутатов к попыткам лоббирования организациями третьего сектора своих
интересов);
4.
Выяснить, каким образом реальная
деятельность НКО находит отражение в официальных документах и высказываниях
депутатов.
5.
Установить связь между имиджем НКО и
признанием их лоббистской деятельности.
У депутатов ЗС и
их помощников было взято 9 интервью. Также были проанализированы отчет ЗС за
2001 год и отчет отдела по работе с некоммерческими организациями. На основании
полученных данных были сделаны выводы о том, как сами НКО и их действия
воспринимаются теми, кого они лоббируют, и насколько от этого фактора зависит
успех работы некоммерческих организаций в данном направлении:
1.
Имидж третьего сектора сформировался
стихийно и обладает противоречивыми чертами:
Ø
Несмотря на то, что в третьем секторе
работает много профессионалов из других областей, в целом они не являются
специалистами в области функционирования некоммерческих объединений;
Ø
НКО заявляют целью своей деятельности не
получение прибыли, а отстаивание гражданских интересов. Тем не менее, они
стереотипно воспринимаются как «попрошайки», которым всегда не хватает средств;
Ø
Из-за того, что происходят случаи, когда
некоммерческие организации работают на интересы коммерческих структур (а о
скандалах всегда узнают быстрее, чем о положительных результатах деятельности),
НКО приписывают такие качества, как жульничество и желание заработать на чужих
проблемах;
Ø
С одной стороны, общественность путает
НКО с различными политическими партиями, с другой стороны, не являясь
политическими по своей сути, НКО не рассматриваются представителями власти, как
реальная сила, это приводит к тому, что зачастую они просто игнорируют действия
организаций третьего сектора.
2.
Электоральной общественности, на мнение
которой полагаются депутаты, присуще стереотипное восприятие НКО. Особенности
восприятия такого рода организаций пришли из прошлого и заключаются в
следующем:
ü
Многие проводят параллель между
сегодняшними НКО и общественными организациями, существовавшими раньше
(профсоюзы, пионерская организация, комсомол и т.п.),
ü
Так как СССР уже нет, то население не
видит смысла в существовании организаций, которые имеют характеристики,
возникшие под воздействием советской действительности;
ü
НКО до сих пор не воспринимаются людьми
как единое сообщество, так как в общественном сознании не укладывается, что,
допустим, такие некоммерческие объединения, как профсоюзы, клубы собаководов,
общества инвалидов и экологические организации могут быть составляющими одного
сектора общества;
ü
К некоммерческим организациям относятся с
подозрительностью, что связано с недоверием к мотивам деятельности и
непониманием того, почему НКО занимаются политическими вопросами и ведут
предпринимательскую деятельность.
3.
С развитием третьего сектора в России сообщество НКО взяло на себя ряд задач по решению общественных проблем, в
частности, по отстаиванию гражданских интересов в органах власти. Это привело к
возникновению таких категорий некоммерческих организаций, как «policy group» и
«advocacy group» (это подробно описывается в работах А.Сунгурова из Центра
«Стратегия»). НКО первой группы работают над программами действий в какой-либо сфере
деятельности общества и государства, а организации второго типа - в направлении
отстаивания интересов каких-либо групп общества.
По мнению
специалистов, такая работа НКО достаточно перспективна и ведет к развитию
партнерства в рамках межсекторного взаимодействия. А для того, чтобы их
деятельность некоммерческих объединений была более успешной, им следует как
можно быстрее начать работать над корректировкой своего имиджа.
4. Имидж НКО
играет существенную роль в продвижении организациями третьего сектора своих
интересов в органах власти. В частности, можно выделить следующие эффекты
сложившегося имиджа:
ü
Происходит недооценка представителями
власти значимости реальной деятельности НКО;
ü
Депутаты и их помощники невнимательны к
информации, которую НКО транслируют посредством печатной продукции, на
слушаниях по законопроектам, во время работы экспертных групп с участием НКО
над поправками и т.п;
ü
Уменьшение законодательной властью
значимости работы НКО, что можно заключить из отсутствия в основном отчете
информации о деятельности НКО и их взаимодействии с законодательными органами;
ü
Возможность присвоения органами власти
некоторых положительных результатов деятельности, наличию которых
способствовали НКО.
5. Возможности
для лоббирования зависят не только от имиджа НКО. Можно выделить ряд институциональных факторов,
которые также в значительной степени влияют на характер взаимоотношений
некоммерческих организаций и представителей органов власти:
ü
Наличие/отсутствие в органах власти
системы организации обратной связи от депутатов к НКО через отдел по связям с
общественными организациями;
ü
Факт признания/непризнания
представителями власти существования общественных проблем, которые требуют
немедленного решения;
ü
Наличие/отсутствие у НКО достаточных
ресурсов для проведения лоббистских кампаний;
ü
Отсутствие нормативной базы для
лоббирования.
В свою очередь,
некоторые из этих факторов влияют на скорость формирования и возможности по
корректировке имиджа.
Проанализировав
ситуацию, сложившуюся во взаимоотношениях организаций третьего сектора и
власти, можно сформулировать ряд предложений и рекомендаций, которые следует
принимать во внимание представителям интересов НКО:
Ø
Надо вести сознательную и планомерную
работу по корректировке имиджа третьего сектора в целом, не ограничиваясь
улучшением имиджа отдельных организаций. НКО должны как можно скорее осознать
необходимость формирования
общественного мнения в свою пользу, что необходимо им для получения поддержки
их программ со стороны местного сообщества, привлечения добровольцев, получения
новых источников финансирования;
Ø
Следует позиционировать НКО, которые
занимаются защитой общественных интересов от тех организаций, которые призваны
продвигать узкогрупповые приоритеты;
Ø
Некоммерческие организации должны
постоянно подчеркивать, что за время существования третьего сектора в России,
третий сектор НКО уже приобрели достаточный опыт работы и стали профессионалами
в своем деле;
Ø
НКО надо дистанцироваться от опыта
советских общественных организаций, но не путем прямого противопоставления себя
этим объединениям, а, апеллируя к новому социальному опыту населения;
Ø
Организациям третьего сектора нужно
выяснить наиболее важные для депутатов референтные группы и разработать
доступные для НКО коммуникационные стратегии, ориентированные на эти целевые
аудитории ( в качестве примера можно выделить такую группу, как помощники
депутатов ЗС: с одной стороны, на их мнение могут полагаться депутаты, с другой
стороны, для НКО они более доступны.)
Ø
Учитывая ограниченность НКО в финансовом
отношении, нужно тщательно проанализировать все возможные действия с целью
корректировки имиджа и выбрать приоритетные;
Ø
Взаимодействия с представителями власти
необходимо выстраивать постоянно, чтобы была возможность спрогнозировать
возможные ситуации и вовремя на них среагировать. Кроме того, чтобы начать
считаться с интересами НКО, власть должна почувствовать реальную силу и
потенциал третьего сектора;
Ø
Если говорить о широкой общественности,
то ее негативное отношение к деятельности НКО может быть преодолено путем
постоянного информирования населения об эффективных организациях, работающих в
тех сферах, которые представляются людям важными, таким как проблемы окружающей
среды, проблем детей, потребительских прав и социальной поддержки населения;
Ø
Информацию о своей деятельности
некоммерческие организации могут также распространять с привлечением, так
называемых «лидеров мнений», которые в той или иной степени отличаются своей
социальной активностью;
Ø
НКО должны работать над созданием
запоминающегося образа организации, т.е. разработать логотип, включающий в себя
название, эмблему и девиз организации.