Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Выступления и презентации : Общественное участие как основа устойчивого развития

- 12.06.1999

Общественное участие как основа устойчивого развития
OPEN BUDGET PROJECT | Общественное участие как основа устойчивого развития.

Устойчивое развитие это развитие, которое удовлетворяет потребности ныне живущего поколения, не ставя под угрозу возможности будущих поколений удовлетворить их собственные потребности (в объеме, не меньшем, чем это делаем мы). Это классическое определение комиссии г-жи Гро Харлем Брутланд, и оно принято мировым сообществом. В специфических российских условиях устойчивое развитие имеет более короткую перспективу. Для нас, наверное, устойчивым развитием будет такое, когда мы завтра (через месяц, через год, через два) сможем удовлетворять свои потребности по крайней мере не хуже (с точки зрения качества, не количества), чем сегодня. Когда "завтра" будет предсказуемо и не окрашено ожиданием близкого кризиса. Для нищего устойчивым развитием, наверное, будет такое, когда он сегодняшний день может прожить нормально. Таким образом, можно сказать, что проблема устойчивого развития -- это проблема экономического благосостояния: тот, кто достиг более высокого уровня, смотрит дальше.

Но можно сказать и по-другому: мы видим то, на что направлен наш взгляд. Мне кажется, что проблема устойчивого развития -- это проблема осознания ситуации, сознательно предпринимаемого усилия воли.

Большое число дискуссий по устойчивому развитию, которые происходят в России, начинаются и заканчиваются обсуждением термина: "Как это может быть развитие устойчивым?" Это довольно обычная тема дискуссий. К сожалению, большинство спорящих о терминологии не могут продвинуться дальше слов, поскольку вся литература о практической деятельности по устойчивому развитию публикуется на английском и других иностранных языках. Для нас в России это барьер. Между тем, устойчивое развитие (УР) приобретает все более практические черты. Как следует из вышеприведенного определения, "устойчивость" может быть подвергнута тестированию, проверке, как на практическом, так и на теоретическом уровне. Если тот или иной вид деятельности не может продолжаться во времени без того, чтобы порождать существенные проблемы -- он не может быть признан "устойчивым". Таким образом УР даже лучше поддается определению, чем многие из терминов, которыми мы пользуемся -- демократия, например.

И все же, устойчивое развитие -- это всего лишь термин, содержание которого надо искать за пределами двух слов. Если это термин парадоксальный -- тем лучше. Кто-то из европейских философов 20-го века сказал, что способность удерживать в голове две противоположные идеи, не сходя при этом с ума -- признак зрелого разума. В Китае это было известно полторы тысячи лет тому назад. Концепция устойчивого развития, кстати, это свидетельство определенной зрелости человечества: Это попытка осознать себя, предпринятая не отдельными гениями-одиночками или пророками, но социальными институтами и многими гражданами. В этом процессе принимают участие сотни тысяч людей, в этом его уникальность. Поэтому эта попытка заслуживает уважительного внимания, несмотря на то, что достигнутые результаты пока ничтожно малы по сравнению с проблемами, которые предстоит решить.

Место общественного участия в устойчивом развитии

Давайте вспомним, как менялись космогонические представления людей на протяжении тысячелетий.

Сначала Земля была плоской и бесконечной . Потом у нее появился край в виде океана, а также подпорки в виде слонов, черепах и прочей живности. Потом Земля стала шаром, огромным и необъятным, не умещающимся в человеческом сознании. Потом она стала "шариком".

Теперь мы понимаем, что этот шарик нам мал.
Мы живем в эпоху глобальных проблем. Глобальной стала торговля, связь (коммуникации), финансовые потоки, военное противостояние, миграции населения, а также экологические и социальные последствия всего этого.

Глобальные проблемы имеют две важные особенности: принципиально непредсказуемый характер последствий и неопределенную сферу ответственности. Взять хотя бы недавний (и продолжающийся) бельгийский скандал с диоксиновым загрязнением. Кто виноват, точнее, на ком лежит ответственность? На фирме, которая допустила загрязнение, или на администрации, которая придерживала информацию? Или на производителе диоксинов? Или на торговых фирмах, которые не тестируют каждую партию пищевой продукции? К кому будут обращать иски пострадавшие? Примите во внимание, что последствия скажутся пока неопределенным образом на здоровье детей тех, кто съел загрязненное мясо. Кому они будут предъявлять иски? Традиционная система ответственности, в том числе и знаменитый принцип "загрязнитель платит" терпит крах, сталкиваясь с глобальными проблемами. Последствия, неожиданные и множественные могут возникать за сотни тысяч километров от источника причины. Демократизация механизмов принятия решений становится совершенно необходимой в виду глобальных проблем, поскольку только таким образом можно максимально улучшить прогноз, с одной стороны, и распределить ответственность -- с другой.

вызов:

ответ:

Глобальные проблемы

Демократизация механизмов принятия решений

  • принципиально непредсказуемый характер последствий
  • максимально возможное улучшение качества прогноза
  • неопределенная сфера ответственности, скрытое перекладывание ответственности
  • распределение ответственности между <многими> гражданами и организациями, производимое в явной форме

Заключая эту часть своего выступления, я хочу сказать, что устойчивое развитие ставит перед собой задачу достижения позитивных целей в экономической, социальной и экологической сферах. Мы предполагаем, что ни одна из этих сфер не развивается в ущерб другой. На их стыке рождаются проблемы -- проблемы взаимодействия, механизмов согласования интересов. Общественное участие возникает впервые как принципиально необходимый механизм ("прагматическое" обоснование) на стыке экологических и социальных целей устойчивого развития.

Общественное участие как социальный механизм

Общественное участие как социальный механизм обладает несколькими важными чертами:

  • во-превых, оно имеет предупредительный характер - вместо того, чтобы бороться с последствиями, общественное участие обращается к первопричине, изменяя механизмы принятия решений.



  • во-вторых, общественное участие носит сквозной, единый характер для совершенно разных областей и проблем. Говорим ли мы о бюджете, или об оценке экологических воздействий, или о разработке энергетических программ регионов, обоснования необходимости общественного участия, механизмы, приемы и закономерности будут примерно одинаковы. И, в связи с этим, последнее:

  • общественное участие носит прецедентный характер. Развиваясь в одной области, оно задает координаты отсчета и цели, которые могут быть достигнуты в других областях. Например, если общественность участвует в обсуждении экологических программ, то почему этого не может происходить при обсуждении программ социальных? Опыт, в силу его универсальности, может быстро мигрировать из одной сферы в другую.

  • Задача последней части моего выступления -- дать экспресс обзор самых важных достижений теоретического осознания проблемы общественного участия, которые имеются в сфере охраны окружающей среды. Должен отметить, что тема эта развивается с конца 60-х, поэтому уровень теоретического осознания проблемы достаточно высок.

    В этой связи невозможно не упомянуть Орхусскую Конвенцию "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды". Я буду опираться на нее, поскольку она отражает магистральный подход в решении проблем общественного участия на уровне международного сообщества. Что же это за подход?

    1) Подход, основанный на правах человека. Хотя я, например, вслед за многими моими коллегами настаиваю на том, что общественное участие практически полезно для всех, в том числе и для лиц, принимающих решения. Однако для того, чтобы сделать этот процесс справедливым, полным и эффективным, Конвенция начинается с декларации прав граждан, для реализации которых предлагаются специфические подходы.

    2) Не-декларативный подход. Конвенция и, в еще большей степени, последующие усилия общественных организаций по ее внедрению направлены на то, чтобы продекларированные права получили поддержку, гарантии реализации и защиту. Это реализуется благодаря тому, что в Конвенции заложен механизм оценки достигнутого прогресса, а также благодаря двум следующим моментам.

    3) Структурированный подход. Разработана теоретическая структура поддержки общественного участия, которая включает три общеизвестных ключевых элемента: доступ к информации, собственно общественное участие в процессе принятия решений и доступ к правосудию. Каждый из них в свою очередь структурирован в виде набора элементов (механизмов), поддающихся оценке, и ряда принципов.

    4) Подход, основанный на определениях -- широких, но очень содержательных и емких определениях. Очень большие усилия были предприняты в ходе подготовки текста Конвенции для того, чтобы выработать устраивающие всех определения общественности, государственных органов, экологической информации и многие другие. Ситуация, когда все понятия определены, устраивает всех -- и общественность, и государственные органы, и бизнес. Она не устраивает только тех, кто привык манипулировать и врать.

     

    Теперь нессколько примеров принципов и механизмов.

    Принципами я называю ответы на очень важный для общественного участия вопрос "как?" -- как оно осуществляется?
    Прежду всего, участники процесса, конечно должны иметь доступ к информации -- конкретной, понятной, полной и своевременной. Но не менее важна прозрачность и "дружелюбность" процесса, которая достигается через ясное целеполагание, документирование, общественный контроль, локальность и координированность процесса. Простого информирования недостаточно -- необходимо обязательство учитывать мнения общественности, высказанные в ходе обсуждения. Это достигается легче, если обсуждение проводится на альтернативной основе. Процесс должен быть направлен на расширение участия, а не на его сужение до уровня нескольких "избранных". "Хорошее" участие предполагает вовлечение общественности на ранних стадиях и расширение участия по мере конкретизации проекта. Необходимость поддерживающей инфраструктуры в этом списке отражена достаточно слабо -- только в том, что касается обучения. Сейчас я бы добавил к этому в открытой форме необходимость выделения специальных и довольно значительных средств и организационных ресурсов для обеспечения процесса участия.

    На примере проблемы доступа к информации можно показать концептуальную проработку, которая достигнута в сфере экологии и которая может теперь быть перенесена в другие области. В основу соответствующей главы Орхусской конвенции были положены следующие положения:

    1) Разделение аспектов пассивного и активного распространения информации, каждый из которых покрывается отдельными статьями. Пассивное распространение -- ответы на запросы, активное -- обязанность ответственных лиц собирать, обрабатывать, хранить информацию и активно информировать общественность.

    2) "Презумпция доступа" -- информация, определенная как "экологическая" должна быть доступна по запросу публики. Соответственно, имеется

    3) Список исключений, который носит ограничительный характер и не может толковаться расширительно, а также

    4) Определение экологической информации, которое является очень широким, но, в то же время, достаточно логичным и исчерпывающим.

    5) Определение практических аспектов реализации права на информацию, таких как стоимость (бесплатно или по цене копирования), форма предоставления ответа, время предоставления и время для отказа (особо!), предоставление информации о том, где запрос может быть удовлетворен.

    6) Определение конкретных механизмов, которые позволяют эффективно реализовать активный компонент информирования: размещение информации в Интернет, отчеты о состоянии окружающей среды, регистры выбросов и переноса загрязняющих веществ (это только те, которые вошли в Конвенцию).

    7) Определение обязанностей и ответственности государственных органов, и отдельно -- в случае чрезвычайных ситуаций.

     

    В заключение хочется сказать, что сегодня есть возможность воспользоваться мировым опытом организации общественного участия, который к настоящему времени сконцентрирован и рефлексирован достаточно хорошо. Вместе с тем, у нас есть своя специфика, как общероссийская, так и региональная, ее нужно принимать во внимание. Например, нам стоит уделять особое внимание контролю за исполнением принятых решений -- в частности тех, на которые общественность оказывала влияние, и мониторингу (оценке) их эффективности. Мне кажется, что сейчас это самое слабое звено во всей системе принятия решений. Большинство решений принимается по принципу "выстрелил и забыл", и лишь ничтожная часть подвергается последующей оценке. И это только один пример.

    Определение общественного участия

    Общественное участие

    может быть определено как непрерывный процесс взаимодействия между гражданами и учреждением (организацией), ответственным за принятие решения, включающий:

    • меры, способствующие полному пониманию общественностью процессов и механизмов исследования экологических проблем и принятия решений ответственным ведомством;

    • полное информирование общественности о статусе и продвижении разработки и внедрения проектов, планов, программ, выработки политик или проведения оценки;

    • активный сбор мнений всех заинтересованных граждан, их восприятия целей и задач, а также их предпочтений в отношении использования ресурсов и альтернативных стратегий развития или управления и любой другой информации, касающейся принимаемого решения. (Canter, 1996)

    Отметим также, что общественное участие это просто иное наименование для демократического механизма принятия решений, который может быть представлен в виде замкнутого цикла.


    На этом я хотел бы завершить свой доклад.


    А.С.Карпов

    Оригинал публикации: Публикация в материалах конференции

    распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
    Проекты ЭКОМ:
    Право на участие
    Публикации:
    17.06.2010 - Конференция «Общественные городские движения – теория и практика сотрудничества»
    16.03.2010 - Доступ к информации о деятельности госорганов может быть закрыт
    10.03.2010 - Петербургские организации вошли в коалицию «За Байкал!»
    28.02.2010 - Кампания за эффективный закон о публичных слушаниях
    25.01.2010 - Добро пожаловать в «ШКОЛУ АКТИВИСТА» - второй набор
    13.01.2010 - Первый выпуск «ШКОЛЫ АКТИВИСТА»
    20.11.2009 - Школа Активиста, Модуль "Гражданский эксперт"
    25.10.2009 - Школа Активиста. Модуль 2.
    06.10.2009 - В Санкт-Петербурге открывается "Школа Активиста"
    29.09.2009 - Консультации для инициативных групп и некоммерческих организаций
    08.07.2009 - Экспертная поддержка инициативных групп и НКО. Воспользуйтесь редкой возможностью!
    04.05.2009 - Инициативный Петербург на картах google maps
    04.05.2009 - 20 МАЯ. Информационный семинар «Технологии оценки в деятельности НКО, основанные на участии клиентов»
    02.04.2009 - Брошюра "Управление многоквартирным домом: какой способ лучше?"
    17.02.2009 - В Петербурге состоялся первый в России тренинг «Технологии оценки в деятельности НКО, основанные на участии клиентов»
    05.02.2009 - Конкурс на оказание комплексной правовой поддержки некоммерческим организациям
    05.02.2009 - Заявка на оказание НКО комплексной правовой поддержки
    02.02.2009 - Встреча с руководством Комитета по культуре Государственной Думы
    30.01.2009 - Впервые в Петербурге: жители решали, будет снесен их дом или нет
    21.01.2009 - "Вместе - сильнее". Мы объединились, чтобы поддержать инициативные группы граждан и способствовать кооперации общественных объединений, правозащитных и других НКО
    17.01.2009 - Семинар «Безопасность некоммерческой организации: правовая, финансовая, информационная».
    05.12.2008 - Пресс-конференция по итогам Гражданских слушаний "Управление многоквартирным домом: практика, проблемы, перспективы"
    17.11.2008 - Гражданские слушания "Управление многоквартирным домом": мнения 14 членов жюри уже разделились
    25.06.2008 - Полтора года и европейские деньги: как мы учились выживать в новых условиях
    13.05.2008 - Народная законодательная инициатива в России: обзор регионального законодательства
    03.04.2008 - Общественные слушания по проекту карьера вблизи озера Ястребиного
    28.02.2008 - Тема "Экология" в "Открытой студии" 5 канала 11.02.2008
    25.01.2008 - Муниципальные администрации могут закладывать свои земли
    31.12.2007 - Экологическое право: право граждан или бюрократии?
    28.09.2007 - Тема "Браконьерство" в "Открытой студии" 5 канала 27.09.2007
    22.09.2007 - Смотрите ЭКОМ на 5 канале в программе "Энергичные люди"! Начало в 10:55
    Персоналии:
    Карпов Александр Семёнович
    Яндекс цитирования Rambler's Top100
    Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
    return_links(); ?>