Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Выступления и презентации : Общественное участие - демократичность и справедливость!

- 07.01.2002

Общественное участие - демократичность и справедливость!

Доклад для рабочей группы проекта "Структурный план развития прибрежной зоны территории Ломоносовского района"

Современное законодательство закрепляет следующие формы взаимодействия государственных органов и общественности:

  • поддержка (общественных объединений)
  • взаимодействие с общественностью
  • право общественности на получение информации
  • учёт мнения/предложений заинтересованных общественных групп
  • наделение контрольными полномочиями представителей общественности
  • привлечение к участию в подготовке (разработке) решений
  • привлечение общественности к работе в государственных органах

В "Конвенции о доступе к экологической информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды" (Орхус, 1998г.) определены следующие понятия:

  • "Общественность" - это одно или несколько физических или юридических лиц, за исключением
    • организаций и лиц, занимающихся разработкой и принятием законов;
    • органов управления;
    • органов судебной власти;
    • и иниых субъектов, принимающих решения по соответствующему вопросу в силу своих служебных обяханностей
  • "Заинтересованная общественность" означает общественность, которая затрагивается или может затрагиваться процессом принятия решений, касающимся вопросов окружающей среды или которая имеет заинтересованность в данном вопросе..."

Там же выделяются три аспекта общественного участия:

  • право на доступ к информации
  • право участвовать в принятии решений и
  • право на доступ к правосудию (в том числе и через внесудебные механизмы).

Общественное участие является основой для социально справедливого развития региона.

Общественное участие просто практически полезно для всех, в том числе для Лиц, принимающих решения. Общественное участие содействует справедливости, полноте и эффективности принимаемого решения.

Стратегия программы общественного участия:

  • инвентаризация имеющихся инициатив и привлечение тех, кто уже имеет собственные проекты, программы, инициативы в области устойчивого развития;
  • распостранение информации через уже действующие проекты (свои и других организаций);
  • увязывание распостранения и сбора информации;
  • критерии привлечения участников: доброжелательность и готовность предоставлять собственные ресурсы (время, экспертные знания и пр.) для достижения общих целей;
  • цель программы ОУ: разработка форм сотрудничества путём согласования общих целей различных участников в области устойчивого развития региона и предлагаемых ими форм деятельности.

Активность граждан:

Граждане в качестве лиц, принимающих решения
Граждане, проживающие на данной территории, имеют наиболее ясное и, возможно, наиболее точное понимание нужд своего собщества и должны сами принимать решения.

Граждане в качестве консультантов
К гражданам время от времени следует обращаться за консультациями и они могут выражать свое мнение в пределах своей профессиональной компетенции в процессе принятия решений. При наличии адекватной информации грждане могут принимать адекватные решения по разным предложениям.

Граждане в качестве респондентов
Граждане не обязаны знать, что необходимо и какой подход наилучший, но их мнения должны быть учтены и проанализированы хорошо подготовленными экспертами и использоваться в процессе принятия решений.

Граждане в качестве избирателей
Эксперты или обученные представители имеют право принимать решения от лица граждан и берут на себя ответственность представлять интересы избирателей до тех пор, пока им не будет в этом прямо отказано.

Граждане в качестве голосующих
Граждане должны голосовать за своих представителей. Но, поскольку процесс принятия решений является научным занятием, он должен быть поручен опытным экспертам и лицам, принимающим решения, а не простым гражданам.

Общественное участие:

  • имеет предупредительный характер - вместо того, чтобы бороться с последствиями, общественное участие обращается к первопричине, изменяя механизмы принятия решений
  • имеет сквозной характер - для разных областей и проблем общие методы и подходы
  • имеет прецедентный характер - развитие общественного участия в любой из сфер социальной жизни задает координаты отсчета и цели, которые могут быть достигнуты в других областях

Подходы

  • Подход, основанный на правах человека:
    • право каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния;
    • право на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды
  • Недекларативный подход:
    • механизмы поддержки, гарантии реализации и защиты прав;
    • механизм оценки достигнутого прогресса и мониторинга нарушений
  • Структурированный подход:
    • общественное участие включает три ключевых момента: доступ к информации, собственно участие в процессе принятия решений и доступ к правосудию
    • каждый ключевой элемент структурирован в виде минимального набора обязательных механизмов и принципов
  • Подход, опирающийся на определения:
    • определения общественности, государственных органов, экологической информации и др.

Доступ к информации

  • Разделение аспектов пассивного и активного распостранения информации
  • "Презумпция доступа" - информация, определенная как "экологическая", должна быть доступна по запросу публики
    • список ограничений, который носит ограничительный характер и не может толковаться расширительно
    • определение экологической информации
  • Определение практических аспектов реализации права на информацию
    • стоимость
    • форма предоставления ответа
    • время предоставления ответа
    • время информирования об отказе
    • предоставление информации о том, где запрос может быть удовлетворен
  • Определение конкретных механизмов, которые позволяют эффективно реализовать активную компоненту информирования
    • размещение информации в интернете
    • отчеты о состоянии окружающей среды
    • регистры выбросов и переноса загрязняющих веществ
  • Определение обязанностей и ответственности государственных органов с особым выделением чрезвычайных ситуаций

Canter, L.W. (Кантер), «Environmental Impact Assessment» (1996):
"Общественное участие может быть определено как непрерывный процесс взаимодействия между гражданами и учреждением (организацией), ответственным за принятие решений.

При этом:

  1. Создаются условия для формирования у общественности ясного и полного представления о механизмах и процедурах выявления и решения экологических проблем и учёта экологических потребностей соответствующими учреждениями и организациями.
  2. Общественность имеет полный доступ к информации о ходе и текущем состоянии процесса разработки и осуществления проекта, плана, программы, формирования политики и проведения оценки.
  3. Все заинтересованные граждане имеют возможность сообщить о своей точке зрения, потребностях, предпочтениях, связанных с использованием ресурсов, альтернативными вариантами решения, системой управления информацией, а также другую информаци, имеющую отношение к принимаемому решению."

  • Общественное участие - коммуникативный процесс, который нельзя реализовать в одностороннем порядке
  • Общественное участие - это процесс создания новых социальных ценностей : новых решений, новых механизмов взаимодействия, доверия и взаимопонимания
  • Общественное участие имеет несколько (много) уровней и может выражаться в различных формах
  • Общественное участие прогрессивно: более высокие уровни могут строиться только на основании более низких. Нарушение последовательности приводит к манипуляциям и негативным последствиям.
  • Участие и создание новых социальных механизмов требует вложения человеческих и материальных ресурсов. Уровень участия зависит как от затраченных ресурсов, так и от фоновых социальных факторов.

Наталья Линевич

Оригинал публикации: ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ - ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СТРУКТУРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>