ЭКОМ - Выступления и презентации :: Имидж НКО и возможности по лоббированию некоммерческими организациями общественных интересов в органах законодательной власти :: Версия для печати - технологии общественного участия

Адрес сервера: www.ecom.su/
Адрес страницы: www.ecom.su/presentations/index.php?id=159


[20.08.2002]

Имидж НКО и возможности по лоббированию некоммерческими организациями общественных интересов в органах законодательной власти

ИМИДЖ НКО И ВОЗМОЖНОСТИ ПО ЛОББИРОВАНИЮ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ В ОРГАНАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Третий сектор -- сектор некоммерческих организаций -- это активно функционирующая и постоянно развивающаяся сфера. Многие некоммерческие организации появились на свет сравнительно недавно. Часть НКО уже исчезла, оставшиеся же достаточно успешно продолжают свою деятельность и являются экспертами в различных областях.

Независимо от типа некоммерческой организации, цель их создания -- объединение и защита интересов определенных социальных групп. Таким образом, работники некоммерческих организаций являются своеобразными заступниками целых слоев населения. За рубежом представителей нонпрофитных организаций называют адвокатами и лоббистами, а процесс защиты и продвижения интересов НКО -- адвокатированием и лоббированием.

Специалисты определяют лоббирование как продвижение и отстаивание интересов определенных общественных групп в органах власти путем воздействия на выборных политиков и других официальных лиц в рамках формализованной демократической системы правления.  Вот несколько путей для представления интересов: инициирование законопроектов и изменений в действующее законодательство, воспрепятствование принятию законопроектов или изменений, информационная работа с депутатами и фракциями, экспертиза законопроектов и т.д.

Надо отметить, что у российской общественности существует определенное негативное отношение к такому явлению, как лоббизм (у большинства людей оно ассоциируется с чем-то незаконным и неприемлемым). Несмотря на это, некоммерческие организации заявляют, что отстаивание гражданских позиций в органах власти является одним из основных направлений их деятельности. Кроме того, в различных источниках дается обоснование лоббизма как общественно значимого явления, обеспечивающего гласность политического процесса.

Но практика показывает, что организации третьего сектора, лоббируя свои интересы, а тем самым и интересы гражданские, сталкиваются с различными барьерами, которые препятствуют установлению нормального диалога с представителями властных структур. Таким образом, интересы конкретных групп населения, которые формулируют НКО, не воспринимаются чиновниками и выборными политиками или воспринимаются в искаженной форме.

Один из факторов, которые негативно влияют на построение конструктивных межсекторных взаимоотношений -- это стереотипное восприятие оппонентами друг друга. Для того, чтобы выяснить, какой образ сложился у представителей органов власти о третьем секторе и насколько имидж НКО влияет на возможности продвижения интересов общественных организаций путем лоббирования, весной 2002 года было проведено исследование с использованием методов экспертного интервью и анализа официальной документации. В качестве объекта исследования была выбрана работа Законодательного Собрания Санкт-Петербурга второго созыва.

Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:

1.                  Выяснить, что влияет на отношение депутатов Законодательного Собрания (ЗС) Санкт-Петербурга и их помощников к организациям третьего сектора;

2.                  Сформулировать, из каких факторов складывается для представителей законодательной власти понятие «имидж некоммерческой организации»;

3.                  Выяснить, какие инструменты для диалога представляются депутатам приемлемыми (в том числе, определить отношение депутатов к попыткам лоббирования организациями третьего сектора своих интересов);

4.                  Выяснить, каким образом реальная деятельность НКО находит отражение в официальных документах и высказываниях депутатов.

5.                  Установить связь между имиджем НКО и признанием их лоббистской деятельности.

У депутатов ЗС и их помощников было взято 9 интервью. Также были проанализированы отчет ЗС за 2001 год и отчет отдела по работе с некоммерческими организациями. На основании полученных данных были сделаны выводы о том, как сами НКО и их действия воспринимаются теми, кого они лоббируют, и насколько от этого фактора зависит успех работы некоммерческих организаций в данном направлении:

 

1.      Имидж третьего сектора сформировался стихийно и обладает противоречивыми чертами:

Ø      Несмотря на то, что в третьем секторе работает много профессионалов из других областей, в целом они не являются специалистами в области функционирования некоммерческих объединений;

Ø      НКО заявляют целью своей деятельности не получение прибыли, а отстаивание гражданских интересов. Тем не менее, они стереотипно воспринимаются как «попрошайки», которым всегда не хватает средств;

Ø      Из-за того, что происходят случаи, когда некоммерческие организации работают на интересы коммерческих структур (а о скандалах всегда узнают быстрее, чем о положительных результатах деятельности), НКО приписывают такие качества, как жульничество и желание заработать на чужих проблемах;

Ø      С одной стороны, общественность путает НКО с различными политическими партиями, с другой стороны, не являясь политическими по своей сути, НКО не рассматриваются представителями власти, как реальная сила, это приводит к тому, что зачастую они просто игнорируют действия организаций третьего сектора.

 

2.      Электоральной общественности, на мнение которой полагаются депутаты, присуще стереотипное восприятие НКО. Особенности восприятия такого рода организаций пришли из прошлого и заключаются в следующем:

ü      Многие проводят параллель между сегодняшними НКО и общественными организациями, существовавшими раньше (профсоюзы, пионерская организация, комсомол и т.п.),

ü      Так как СССР уже нет, то население не видит смысла в существовании организаций, которые имеют характеристики, возникшие под воздействием советской действительности;

ü      НКО до сих пор не воспринимаются людьми как единое сообщество, так как в общественном сознании не укладывается, что, допустим, такие некоммерческие объединения, как профсоюзы, клубы собаководов, общества инвалидов и экологические организации могут быть составляющими одного сектора общества;

ü      К некоммерческим организациям относятся с подозрительностью, что связано с недоверием к мотивам деятельности и непониманием того, почему НКО занимаются политическими вопросами и ведут предпринимательскую деятельность.

 

3. С развитием третьего сектора в России сообщество НКО взяло на себя ряд  задач по решению общественных проблем, в частности, по отстаиванию гражданских интересов в органах власти. Это привело к возникновению таких категорий некоммерческих организаций, как «policy group» и «advocacy group» (это подробно описывается в работах А.Сунгурова из Центра «Стратегия»). НКО первой группы работают над программами действий в какой-либо сфере деятельности общества и государства, а организации второго типа - в направлении отстаивания интересов каких-либо групп общества.

По мнению специалистов, такая работа НКО достаточно перспективна и ведет к развитию партнерства в рамках межсекторного взаимодействия. А для того, чтобы их деятельность некоммерческих объединений была более успешной, им следует как можно быстрее начать работать над корректировкой своего имиджа.

 

4. Имидж НКО играет существенную роль в продвижении организациями третьего сектора своих интересов в органах власти. В частности, можно выделить следующие эффекты сложившегося имиджа:

ü      Происходит недооценка представителями власти значимости реальной деятельности НКО;

ü      Депутаты и их помощники невнимательны к информации, которую НКО транслируют посредством печатной продукции, на слушаниях по законопроектам, во время работы экспертных групп с участием НКО над поправками и т.п;

ü      Уменьшение законодательной властью значимости работы НКО, что можно заключить из отсутствия в основном отчете информации о деятельности НКО и их взаимодействии с законодательными органами;

ü      Возможность присвоения органами власти некоторых положительных результатов деятельности, наличию которых способствовали НКО.

 

5. Возможности для лоббирования зависят не только от имиджа НКО. Можно  выделить ряд институциональных факторов, которые также в значительной степени влияют на характер взаимоотношений некоммерческих организаций и представителей органов власти:

ü      Наличие/отсутствие в органах власти системы организации обратной связи от депутатов к НКО через отдел по связям с общественными организациями;

ü      Факт признания/непризнания представителями власти существования общественных проблем, которые требуют немедленного решения;

ü      Наличие/отсутствие у НКО достаточных ресурсов для проведения лоббистских кампаний;

ü      Отсутствие нормативной базы для лоббирования.

В свою очередь, некоторые из этих факторов влияют на скорость формирования и возможности по корректировке имиджа.

 

Проанализировав ситуацию, сложившуюся во взаимоотношениях организаций третьего сектора и власти, можно сформулировать ряд предложений и рекомендаций, которые следует принимать во внимание представителям интересов НКО:

Ø      Надо вести сознательную и планомерную работу по корректировке имиджа третьего сектора в целом, не ограничиваясь улучшением имиджа отдельных организаций. НКО должны как можно скорее осознать необходимость  формирования общественного мнения в свою пользу, что необходимо им для получения поддержки их программ со стороны местного сообщества, привлечения добровольцев, получения новых источников финансирования;

Ø      Следует позиционировать НКО, которые занимаются защитой общественных интересов от тех организаций, которые призваны продвигать узкогрупповые приоритеты;

Ø      Некоммерческие организации должны постоянно подчеркивать, что за время существования третьего сектора в России, третий сектор НКО уже приобрели достаточный опыт работы и стали профессионалами в своем деле;

Ø      НКО надо дистанцироваться от опыта советских общественных организаций, но не путем прямого противопоставления себя этим объединениям, а, апеллируя к новому социальному опыту населения;

Ø      Организациям третьего сектора нужно выяснить наиболее важные для депутатов референтные группы и разработать доступные для НКО коммуникационные стратегии, ориентированные на эти целевые аудитории ( в качестве примера можно выделить такую группу, как помощники депутатов ЗС: с одной стороны, на их мнение могут полагаться депутаты, с другой стороны, для НКО они более доступны.)

Ø      Учитывая ограниченность НКО в финансовом отношении, нужно тщательно проанализировать все возможные действия с целью корректировки имиджа и выбрать приоритетные;

Ø      Взаимодействия с представителями власти необходимо выстраивать постоянно, чтобы была возможность спрогнозировать возможные ситуации и вовремя на них среагировать. Кроме того, чтобы начать считаться с интересами НКО, власть должна почувствовать реальную силу и потенциал третьего сектора;

Ø      Если говорить о широкой общественности, то ее негативное отношение к деятельности НКО может быть преодолено путем постоянного информирования населения об эффективных организациях, работающих в тех сферах, которые представляются людям важными, таким как проблемы окружающей среды, проблем детей, потребительских прав и социальной поддержки населения;

Ø      Информацию о своей деятельности некоммерческие организации могут также распространять с привлечением, так называемых «лидеров мнений», которые в той или иной степени отличаются своей социальной активностью;

Ø      НКО должны работать над созданием запоминающегося образа организации, т.е. разработать логотип, включающий в себя название, эмблему и девиз организации.

 

З.Гайнуллина

Дополнительные ссылки:

ПРОЕКТЫ ЭКОМ:

  • Право на участие
    www.ecom.su/themes/?id=6
  • :

  • 30.03.2007 - Анализ изменений законодательства в области экологической экспертизы
    www.ecom.su/news/index.php?id=743
  • 15.07.2006 - Будущее общественной экологической экспертизы: инструмент сведения счетов или развития гражданского общества?
    www.ecom.su/investigation/index.php?id=510
  • НОВОСТИ РАЗДЕЛА/ПРОЕКТА:

  • 29.09.2009 - На велосипед не пересесть в одиночку
    www.ecom.su/news/index.php?id=1290
  • 07.04.2009 - Новый взгляд на дороги будущего
    www.ecom.su/news/index.php?id=1224
  • 12.09.2008 - Защитят ли Санкт-Петербург новые правила землепользования и застройки?
    www.ecom.su/news/index.php?id=1113
  • 05.09.2008 - Аналитическая статья по проекту «Правил землепользования и застройки» (2008), вынесенному на публичные слушания
    www.ecom.su/news/index.php?id=1109
  • 21.01.2008 - Продается берег Ястребиного озера
    www.ecom.su/news/index.php?id=1002
  • 20.11.2007 - Строительство рекреационного комплекса на берегу озера Большое Симагинское (Красавица) ведется в обстановке строгой секретности
    www.ecom.su/news/index.php?id=939
  • 15.11.2007 - Список перекрытых водоемов Ленинградской области
    www.ecom.su/news/index.php?id=921
  • 09.11.2007 - Пол-километра правонарушений. Риэлторы активно продают поместья с «частными» берегами.
    www.ecom.su/news/index.php?id=930
  • 20.10.2007 - Токсовцы сказали «нет» застройке озера
    www.ecom.su/news/index.php?id=931
  • 15.10.2007 - Сражение за «Поляну Бианки»
    www.ecom.su/news/index.php?id=890
  • 12.09.2007 - Вода – только для избранных
    www.ecom.su/news/index.php?id=918
  • 23.07.2007 - Градостроительство в Санкт-Петербурге: бурное развитие или системный кризис?
    www.ecom.su/news/index.php?id=853
  • 15.04.2007 - Уборка опавших листьев в городе
    www.ecom.su/news/index.php?id=757
  • Яндекс цитирования Rambler's Top100
    Copyright ©2004-2020 ЭКОМ. Все права защищены.